РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






Зарубежный опыт


"Когда я вижу в журнале "Коммерсант" рекламы о покупке вилл в Америке
за 350 тыс долларов, я вспоминаю, что англичанам и французам в первые
30 лет после войны подобные покупки были запрещены. И валюта для
туризма была ограничена, так как были другие приоритеты. Такие меры
нужны и в России"

Алек Ноув, известный английский экономист



Уважаемый посетитель!

В данном разделе нашего сайта Вы можете найти статьи по следующим темам: экономика Китая, экономика Японии, экономика США, роль государства в экономике, мировая экономика, глобализация, Новый курс Рузвельта, страны с переходной экономикой, Международный валютный фонд (МВФ) и многим другим. К сожалению, материалы не стуктурированы по ключевым словам, поэтому проще всего просмотреть заголовки статей и таким образом выбрать интересующие вас материалы. В конце многих статей стоят ссылки на родственные публикации. Заметим, что значительное число материалов, представленных на нашем сайте, сложно или вообще невозможно найти на других ресурсах интернета.





В. Согрин “Новый курс Ф. Д. Рузвельта: единство слова и дела”
... Важным мотивом идеологии и практики Нового курса с самого начала был поворот лицом к «забытому человеку»; после 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. Кого включал Рузвельт в понятие «забытых людей»? Фактически десятки миллионов простых американцев: тех, кто не имел работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. Эти американцы, по утверждению Рузвельта, составляли не менее одной трети нации



Ли Куан Ю: России надо набраться терпения, чтобы преуспеть

"Оскомина чилийского чуда" (Интервью с Беном Шнайдером)

Юрий Пахомов: Экономика Украины приносится в жертву популизму (июль 2005 г.)

Виктор Найденов "Чуда не будет" (сентябрь 2005 г.)

"И где же оно – экономическое чудо?..." (Украинская правда, август 2005 г.)


Трансформации в Болгарии: результаты, ошибки, перспективы
Никола Койчев
доктор экономических наук, профессор (Болгария)
• Переходный период в болгарской экономике характеризуется устойчивым ухудшением всех основных показателей
• Среднемесячная зарплата болгарина в 25 раз ниже зарплаты наемного работника в Германии




Польский путь
Гжегож Колодко cоветует усилить роль государства в экономике



Десять лет постсоциалистического перехода. Уроки политических реформ
Гжегож В. Колодко
Профессор Варшавской школы экономики, визит-исследователь при Международном валютном фонде Всемирный Банк
Переход к рыночной экономике – это долгий процесс, включающий разные аспекты экономической деятельности. Наивная вера, что рыночную экономику можно ввести посредством “шоковой терапии”, по сути своей неверна, и в ряде случаев попытки ее реализации создают еще больше проблем, чем хотели решить. Рыночная экономика требует адекватных ей институциональных структур и соответствующего поведения, поэтому переход можно осуществить лишь постепенно, ибо намеченные действия требуют постепенности, основанной на новых организациях, законах и изменении поведения разных экономических агентов.



Я. Корнаи "Путь к свободной экономике: десять лет спустя (переосмысливая пройденное)"




Роль государства в экономике
Глава из книги «Очерк экономики США» с сайта Государственного лепартамента США ( http://www.state.gov). Предназначение очерка – ознакомление широкого круга читателя с основами экономики США.
В начале существования Соединенных Штатов государственные лидеры в основном воздерживались от регулирования бизнеса. Однако с приближением XX века консолидация промышленности США, связанная с появлением очень могущественных корпораций, стимулировала государственное вмешательство ради защиты малых предприятий и потребителей... Наиболее важные изменения в роли государства произошли во время «Нового курса» - ответа Франклина Д. Рузвельта на Великую депрессию. В этот период 30-х годов Соединенные Штаты пережили тяжелейший экономический кризис и самую массовую безработицу за всю историю страны. Многие американцы решили, что необузданный капитализм потерпел поражение. Они возлагали надежды на государство, которое должно было уменьшить тяготы и то, что казалось саморазрушительной конкуренцией. Рузвельт и Конгресс приняли множество новых законов, дававших государству право вмешиваться в экономику. Помимо прочего, эти законы регулировали продажу акций, признавали право рабочих создавать профсоюзы, устанавливали правила в области заработной платы и продолжительности работы, обеспечивали выплату пособий по безработице и пенсий по старости, предусматривали дотации для фермерских хозяйств, страхование банковских вкладов, создание Управления ресурсами бассейна Теннеси для широкого развития региона. После 30-х годов были приняты многие другие законы и регулирующие правила для дополнительной защиты работающих и потребителей .



Что такое рыночная экономика (pdf)
Пособие с сайта Государственного департамента США ( http://www.state.gov ). Предназначение – ознакомление широкого круга русскоязычных читателей с основами экономики США. Особое внимание советуем уделить последней главе: «Правительство в рыночной экономике».



Л. Тэрджен ”Гиперинфляция и инфляция со стороны предложения – явления разного рода”
... Таким образом, продолжающиеся высокие (двузначные) темпы инфляции в Польше и Венгрии можно расценивать, по существу, как инфляцию со стороны предложения и продолжение распада "государства благосостояния". Россия и бывшие республики СССР проводили более радикальную политику и создали возможности для превращения прежнего рынка продавца в активные рынки покупателя при крайней дефицитности денежных средств, необходимости прибегать к бартеру и долларизации экономики. В частности, Россия “успешно” свела внутреннюю инфляцию к однозначной цифре и тем самым заслужила одобрение МВФ и монетаристов в целом.



Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии
Владимир Хлынов
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока Российской академии наук
• Общегосударственное экономическое планирование носит индикативный характер



Рагхурам Раджан и Луиджи Зингалес "Путь к процветанию: спасение капитализма от капиталистов"



Дж. Ю. Стиглиц «Экономика государственного сектора» (оглавление, файл Word)



Kyрт Ф. Флекснер «Просвещенное общество. Экономика с человеческим лицом» (оглавление, файл Word)



Интервью с Джоном Гэлбрейтом. «Мы уже преодолеваем эпоху капитализма и социализма» (отрывки) Литературная газета, 14.02.91
... Должен сказать, после войны Англия, Германия, Франция очень медленно шли к конвертируемости. Когда в 1945 году мы вели переговоры с Англией о крйпном кредите Лондону, некоторые недальновидные политики требовали, чтобы к 1946 году фунт стерлингов стал конвертируемой валютой. Результат – превращение денег в бумагуи введение контроля за валютным курсом, к которому англичане были вынуждены вернуться.



МВФ: урок для Украины
Юрий Пахомов, академик НАН Украины, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины
Несмотря на скромное название, очень сильная статья. Лаконично и четко описывает недостатки шоковой терапии, содержит широкий библиографический список, ссылки на многих известных экономистов и государственных деятелей. Также рассматривается зарубежный опыт реформирования. Рекомендуем!
...Нельзя обойти молчанием и попытку приписать МВФ успехи в странах Западной Европы; они (эти успехи) благодаря МВФ якобы просто "не привлекают к себе такого внимания". В действительности же в западноевропейских странах происходило все с точностью до наоборот: вместо внезапной скоропалительной открытости (как в Украине или России) осуществлялась многолетняя (пока экономика не стала кокурентоспособной) избирательная протекционистская закрытость; вместо оттеснения государства обеспечивалось его усиление; вместо чистой рыночной стихии достигалось сочетание рынка с индикативным и иным планированием и т. д. Либерализация, выявление полноты мощи рынка, масштабная приватизация и пр. - все это венчало, а не предваряло (как по МВФ) трансформации. "Немецкое экономическое чудо, - пишет Л. Эрхард, - состоялось без сплошной либерализации, без полной приватизации промышленности, в условиях множества внешнеторговых ограничений" [8]. А вот что в связи с непричастностью МВФ к делам западноевропейским сказал в середине 90-х председатель Европейской экономической комиссии ООН П. Раймент: "Предлагаемая (МВФ - Ю. П.) модель капитализма не имеет ничего общего с тем, что практиковалось в Западной Европе и в других демократических странах с рыночной экономикой. Там главным являлся градуализм, а скоропалительные, или шоковые мероприятия - редкое исключение" [9].
...Годам, предшествующим мировому финансовому кризису (1994, 1995), был посвящен и анализ 20 экономик, осуществленный под руководством Дж. Сакса [13]. Именно по итогам данного обследования, а также вследствие других наблюдений этот бывший сторонник реформ по МВФ стал яростным и, пожалуй, наиболее убедительным разоблачителем реформаторских деяний этой организации...
... Сошлемся на мнение того же Дж. Стиглица: "МВФ, - писал он, - нравится это или нет, является государственным (разумеется, американским - Ю. П.) учреждением, несмотря на претензию на корпоративность" [35]. Он же называл "шоковую терапию" блицкригом, а сам подход - якобинско-большевистским [36]. Дж. Стиглицу вторит Дж. Сакс - многолетний включенный наблюдатель деяний Фонда: "Откровенно говоря, МВФ слишком заботится об интересах Уолл-стрит" [37]...




Что такое современный рынок?
(встреча в редакции с американскими экономистами)
Неудачи рыночного реформирования экономики России, глубокая и длительная депрессия с тяжелыми социальными последствиями во многом объясняются неправильным пониманием особых условий действия рыночного механизма в переходный период и, соответственно, ошибками в экономической политике. Поначалу архитекторы реформ утверждали, что действие рыночного механизма автоматически начинается с того момента, как перестает действовать система директивного планирования и административного управления экономикой. Для этого будто бы достаточно освободить цены и передать государственные предприятия в частную собственность.
Жизнь показала, однако, что современный рынок возникает далеко не сразу и отнюдь не автоматически и что для его становления необходимо более или менее длительное создание соответствующей инфраструктуры при активном участии государства. Более того, и приватизированные предприятия вовсе не сразу начинают работать так, как если бы ими руководили подлинные собственники, и отнюдь не всегда адекватно реагируют на сигналы рынка.




Джеймс Гэлбрейт «Экономическая политика измеряется результатами»
... Если брать нормальные условия, а не нынешнее кризисное состояние России, то общая формула такова: в капиталистическом обществе экономика обычно функционирует успешно, если государство контролирует около 50% ВВП. В частности, в США доля государственных расходов в ВВП колеблется от 30 до 50%, не считая пенсионные и другие социальные выплаты. Поэтому представление о том, что участие государства противоречит нормальной жизнедеятельности современной рыночной экономики, не соответствует действительности. В условиях кризиса, когда требуются активные действия, инициатива всегда исходит от государства. Когда утверждают, что его роль должна быть сведена к минимуму, то это идеологический постулат, который лишен научной основы.



Государственное регулирование экономики: опыт Республики Корея
Светлана Суслина
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
• Государственное регулирование – основа южнокорейской экономики
• Предпринимая усилия по обеспечению общегосударственных интересов, руководство страны всегда стремилось соблюдать определенный баланс во взаимоотношениях двух столпов экономической структуры – государства и частного бизнеса
• Отойдя от жесткого контроля государства над экономикой, Республика Корея ищет свою модель оптимального сочетания рынка
с системой косвенного государственного вмешательства



Неолиберализм и экономическое развитие США в 90-е годы
Дэвид М. Котц
профессор экономики Массачусетского университета, г.Амхерст(США)
• Неолиберальная реструктуризация в США создала условия для широких спекулятивных действий и формирования огромного финансового “пузыря”
• Начавшиеся в экономике США в 2001 г. регрессивные процессы обозначили крушение веры в неолиберализм и подтверждение неизменной закономерности наступления спада после периода подъема
• В конце ХХ в. наиболее высокие темпы экономического роста продемонстрировали страны, не следовавшие неолиберальной модели, – Китай, Южная Корея и Япония



Неолиберализм и экономическое развитие США в 90-е годы
Дэвид М. Котц
профессор экономики, Университет штата Массачусетс,(США)
• Главный замысел неолиберализма – снижение регулирующей роли государства в экономике
• При общем экономическом подъеме неолиберальный курс обусловил неустойчивость и нестабильность развития США
• Причиной экономического роста в США стали специфические внутренние и внешние факторы конца ХХ в.
• Неолиберальная политика усилила социальное расслоение в американском обществе



А. Тарасов "Хватит врать о Пиночете!"


М. Писаренко "Карл Поланьи об утопичности саморегулирующегося рынка"


Дэниэл Д. Е. Раундз "Неолиберализм в странах латинской Америки. Критика с позиций Карла Поланьи"


Дэни Родрик "В ВТО лучше приходить сильным"


А. Кокшаров "Слияния и заграждения"


Орвилл Шелл "Скупка Америки в китайском стиле"


"Китайской компании CNOOC не позволили купить американскую нефтяную корпорацию" (Lenta.ru)


Кеннет Мерфи "Встреча неолиберализма с неоконфуцианством"

Дэни Родрик "Является ли глобализация единственным путем для развития?"


Дэни Родрик "Корректирующая реформа"


Р. М. Нуреев "Критика экономического детерминизма Карлом Поланьи"


А. В. Кива "Российская олигархия: общее и особенное"


В. Попов "Повезло с географией, не повезло с элитой"


РосБизнесКонсалтинг "Нищих россиян сделают просто бедными"


Теодор Шанин «Западный опыт и опасность «сталинизма наоборот»»


Р. С. Гасслер "Государство благосостояния: теория и практика"


"Европа будет тратить 3% ВВП на удовлетворение любопытства ученых"


В.М. Полтерович "Окно возможностей. Страны, которым удалось из развивающихся стать развитыми, отвергали стандартные рецепты"


В. Полтерович "Строительные общества: перспектива для России"


Р. Симонян "Приватизация по-прибалтийски и по-российски"


Ребекка Смит "Конкуренция не помогла: электричество в США осталось дорогим"


Роль государства в экономике: американский опыт
Виктор Супян
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН
• В развитии капитализма, включая США, чередовались периоды превалирования рыночной конкуренции и государственного регулирования
• Главная проблема – в оптимальном сочетании государственного управления и частной инициативы
• Важнейший критерий эффективности роли государства в том, содействует она или нет экономическому росту и благосостоянию общества




Прибыль на людях. ЧАСТЬ 1. Неолиберализм и глобальный порядок - рекомендуем!
Ноам Хомский

... ретроспективно приходят к общему согласию по поводу того, что политика экономического развития не "послужила намеченной цели" и основывалась "на плохих идеях".
И наконец, Крагмен замечает, что обычно "выдвигается аргумент, что плохие идеи процветают из-за того, что они выгодны могущественным группировкам. Несомненно, это и происходит".
То, что это происходит, было общим местом, по меньшей мере, начиная с Адама Смита. И происходит это с впечатляющим постоянством, и даже в богатых странах, хотя наиболее жестокие факты касаются третьего мира.
Вот в чем суть дела. "Плохие идеи" могут и не служить "намеченным целям", но для своих "главных архитекторов" они обычно оказываются очень хорошими идеями. В современную эпоху было много экспериментов по экономическому развитию, и их закономерностями трудно пренебрегать. Одна из них состоит в том, что архитекторы реформ обычно вполне преуспевают, а вот те, кто подвергся эксперименту, зачастую получают только синяки да шишки.



Дж. Стиглиц "Бездействие демократии во Всемирном банке"



Дэни Родрик "Реформирование экономической реформы"



Я. Корнаи "Честность и доверие в переходной экономике"



Питер Мюррел "Эволюционные реформы в экономике восточноевропейских стран"



Б. Шаванс "Эволюционный путь от социализма"



Дж. К. Гэлбрейт «Как Кейнс пришел в Америку»



Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах
Руслан Гринберг
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института международных экономических и политических исследований РАН
• Разочаровывающие итоги системной трансформации в России обусловлены в первую очередь попытками исполнительной власти реализовать неолиберальную стратегию и лишь во вторую очередь неблагоприятными стартовыми условиями
• Ставка на всесилие «экономической свободы» при игнорировании всего многообразия рыночных институтов не позволяет России вырваться на траекторию устойчивого экономического роста
• Только правительство, сформированное с учетом соотношения сил в парламенте, подконтрольно обществу и в состоянии проявить политическую волю




Р. Макфаркар ”Введение единовременного налога на собственность, приобретенную в ходе приватизации, могло бы подтвердить ее легитимность”
... Для примера напомню о подобном прецеденте, случившемся в Великобритании, где также поднимался вопрос о справедливости приватизации, проведенной правительством Маргарет Тэтчер. Когда к власти пришли лейбористы, они ввели единовременный налог на случайные доходы. Они рассуждали следующим образом: собственность была продана по низким ценам, это несправедливо по отношению к остальным гражданам, которые не сумели ее купить. Несмотря на то что все было сделано строго в рамках закона, лейбористы решили, что проблема легитимности тем не менее существует, и обязали эти компании заплатить довольно крупные суммы. В итоге в бюджет поступило пять миллиардов фунтов стерлингов, ровно 0,6% ВВП. Эти деньги пошли на финансирование программы переподготовки безработных.



Путин - российский Рузвельт ("The Washington Times", США) Контроль над олигархами - путь к демократии в России
Джон Робертс 11 ноября 2003



“Никакого сочувствия Ходорковскому” ("Reformatorisch Dagblad", Голландия)
Нет ничего удивительного, что этих олигархов особенно ненавидят бедные, как церковные мыши, русские. Даже состоятельные голландцы могут это понять. Вспомните недавнюю дискуссию по поводу главы концерна 'Ахолд' Моберга, который назначил себе годовую зарплату в несколько миллионов евро. Половина Нидерландов справедливо возмущалась и громко призывала власти вмешаться и положить конец этой форме непомерного самообогащения.



"Джозеф Стиглиц на страже закона в США или как американцы борятся с налоговыми оптимизаторами"



Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: опыт Японии
Олег Иванов

кандидат экономических наук, заместитель директора Департамента экономического сотрудничества МИД РФ
• Государство – главный организатор и контролер внешнеэкономической деятельности
• Широкий арсенал методов государственного регулирования обеспечивает высокую эффективность управления
• Многие рациональные элементы японского опыта могут быть использованы в России при условии всестороннего учета ее национальных особенностей




Шведская социальная модель: управление и развитие
Интервью с послом Швеции в РФ.



Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация
Ханс Петер Штиль,
президент Конгресса промышленно-торговых палат ФРГ
• Только активная деятельность частного предпринимательства способна содействовать экономическому подъему
• Социальная рыночная экономика соединяет принцип рыночной свободы с принципом социального выравнивания
• Экономический рост напрямую зависит от степени свободы предпринимательства




Г. Колодко «Вопросы справедливости и экономическая политика в переходных экономиках»



Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи
Чжоу Синьчэн

директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин)
• Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
• Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
• При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
• Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.




Дэни Родрик "Что после неолиберализма?"



Китай: подходы и особенности экономических преобразований
Хуан Дингуй

доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР)
• Реформа в Китае осуществлялась не по чужим рецептам, а с учетом особенностей страны
• Простой перенос реформ китайского типа на постсоветское пространство и в страны Центральной и Восточной Европы невозможен из-за глубоких различий в исходных условиях и экономической структуре




В. Д. Белкин, В. П. Стороженко "Индикативное планирование и наращивание инвестиций - необходимые предпосылки повышения темпов роста"



Государственное управление при переходе от планового хозяйства к рыночному
Никола Койчев
доктор экономики, народный представитель Народного собрания Республики Болгария,член Международного издательского совета журнала
"Проблемы теории и практики управления"
• Что действеннее - "невидимая рука" рынка или "невидимая рука" государства?
• Функции государства распространены практически на все сферы социально-экономической жизни
• Неудачи реформирования экономики Болгарии объясняются неудовлетворительным управлением




Андрей Островский А. Островский "Догнать и перегнать Америку. Новые горизонты китайской экономики в XXI веке"






профессор Владимир Попов В. Попов "На полпути к вершине. Политика меняется, великая страна бессмертна"





Нобелевские лауреаты по экономике о перспективах Китая, ЕС и США



Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США
Виктор Супян,
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН
• Экономика США осталась уязвимой для мировых финансово-экономических кризисов
• Структурная перестройка целенаправленно концентрируется на развитии наукоемкого мелкосерийного производства, информационной инфраструктуры, сферы услуг
• Государство усиливает роль в выработке и реализации приоритетов в социально-экономической сфере




Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая
Ли Цзиньвэнь, заведующий отделением Секции экономики Академии общественных наук КНР, иностранный член Российской академии наук
• Государственное регулирование компенсирует изъяны рынка, упорядочивает отношения между макро- и микроэкономикой
• Цели макрорегулирования - обеспечение экономического роста, поддержание стабильности и гарантия социальной справедливости
• Средства и методы регулирования должны соответствовать конкретной ситуации




Государственная политика на рынке квалифицированного труда: опыт стран Центральной и Восточной Европы
Людмила Дегтярь
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук
• Нетрадиционная для мировой практики особенность безработицы - увеличение ее среди специалистов и квалифицированных рабочих
• Развитие мелкого предпринимательства - фактор обеспечения занятости научно-технических работников
• Проблема занятости специалистов может быть решена лишь совместными усилиями государства, предпринимателей и работников




Демократические ценности и неравенство, или демократическое неравенство? На примере бывших социалистических стран
Руслан Гринберг, Директор Института международных экономических и политических исследований РАН.
Татьяна Чубарова, старший научный сотрудник того же института.



“Новая экономика” и старые проблемы (перспективы быстрого роста в постсоциалистических странах)
Гжегож В. Колодко,
профессор Варшавской школы экономики, директор Центра экономических исследований по проблемам трансформации, интеграции и глобализации (TIGER) при Академии предпринимательства и менеджмента имени Леона Козминьского (Польша)



Я. С. Веденяпин “Экономические реформы в странах Восточной Европы и России”



Великая депрессия в США и современный российский кризис: причины и пути преодоления
Виктор Остапенко, кандидат экономических наук, заместитель директора Научно-исследовательского финансового института
Министерства финансов РФ
• Кризис в США 1929-1933 гг. вызван прежде всего монетарными причинами, а современный российский кризис - комплексом других факторов
• Для преодоления из кризиса администрация США использовала в первую очередь экономические меры государственного воздействия, тогда как правительство России применяет в основном монетаристские методы
• Для выхода России из кризиса необходимо сочетать монетаристские и экономико-организационные меры




Экономические преобразования в Польше: опыт и перспективы (19902010 гг.)
Антоний Куклински

доктор экономических наук, профессор Варшавского университета, член Римского клуба
• Успех стран с переходной экономикой возможен на пути адаптации к мировым правилам, а не спуска к примитивному капитализму
• Блеск и нищета экономических реформ в Польше требуют анализа
• Хозяйственные преобразования – это интеграция спонтанных и направляемых изменений




Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании Повышение качества государственных услуг: опыт Великобритании
Джеффри Садлер,
сотрудник аппарата кабинета министров Великобритании,
• Важнейшая цель программ развития госслужбы – повышение стандартов государственных услуг, улучшение их организации и распределения
• Современная стратегия модернизации административной системы продолжает традиционный курс на совершенствование работы правительства и укрепление связи с населением




Уроки западного регулирования для России
Станислав Меньшиков,
доктор экономических наук, профессор
Центральный экономико-математический институт РАН

• Реформы в России не были подготовлены реальной экономической средой
• Платность услуг это прежде всего вопрос уровня производительности труда
• Каждой конкретной ситуации в экономике соответствует свой преобладающий способ стимулирования



Постепенное создание многоукладной экономики – фактор успеха реформ в Китае
Михаил Титаренко,

член-корреспондент РАН, директор Института Дальнего Востока РАН
• Главное в отношениях России и Китая – стремление жить в дружбе и не повторять трагических уроков конфронтации
• Китайский подход к реформам носит четко выраженную социальную ориентацию
• Политика открытости дает свет поступлениям инвестиций в КНР и поощряет китайские капвложения за рубежом




Девальвация рыночной "системы верований" (о книгах Р.Каттнера и У.Грейдера)
Дороти Дж. Розенберг

Институт политических исследований, Вашингтон
• История свидетельствует о ложности идеи, что США были страной полной свободы рынка
• В некоторые сферы допускать рынок нельзя
• Чтобы сдерживать рыночные силы, необходимо гражданское общество




О японском опыте управления
Богдан Глиньский

профессор Варшавской школы менеджмента и маркетинга (Польша)
• Система управления в Японии базируется на синтезе национальных идей и лучших достижений западного мира
• Необходимость специальной подготовки кадров для аппарата правительства была осознана в Японии раньше, чем в большинстве стран Запада
• Сочетание общегосударственного индикативного планирования с рыночной экономикой дает позитивные результаты




Государственное регулирование иностранных инвестиций: российские реалии и мировой опыт
Валерий Караваев

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН
• Россия занимает крайне скромные позиции на международном рынке инвестиций
• Правовое регулирование иностранных вложений следует довести до уровня мировых стандартов
• Необходимые условия прихода серьезных инвесторов – дебюрократизация и прозрачность административных процедур
• Территориальное распределение прямых иностранных инвестиций страдает серьезными диспропорциями



Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада)
Наталья Иванова

кандидат экономических наук,заведующая сектором Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук
• "Провал рынка" в инновационной сфере
• Бюджет - главный финансовый инструмент научно-технической политики
• Налоговые льготы - дополнение или альтернатива бюджетным субсидиям




Экономический рост Китая и главные принципы управленческой политики
У Сяоцю

Чрезвычайный и Полномочный посол Китайской Народной Республики в Республике Беларусь
• Прорыв в экономике Китая достигнут за счет реалистического использования передового мирового опыта в сочетании с собственным путем общественного развития
• Для китайского управленца на первом месте стоят моральные качества в единстве с профессиональными



Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы
Наталья Шелюбская

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
• В западноевропейских странах приняты специальные государственные программы развития нововведений с упором на косвенные методы стимулирования
• В инновационной политике усиливается роль кластерной стратегии, направленной на создание инновационных сетей
• В условиях глобализационных процессов поддержка нововведений выходит за национальные рамки



Социальное обеспечение населения: опыт Японии
Седа Маркарьянц

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук

• При реформе системы социального обеспечения особое внимание уделяется лицам пожилого возраста и подрастающему поколению




Система поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в Германии
Клаус Брюммер

советник, руководитель КфВ-отдела координации экономико-консультационной деятельности Посольства Германии в Москве
• Государство вмешивается в экономический процесс в той мере, в какой частный сектор не может приспособиться к изменившимся условиям деятельности
• В Германии приоритет отдается самостоятельности предприятий, а не государственной поддержке
• Надбавки и субсидии покрывают, как правило, небольшую часть потребностей в инвестиционном финансировании




Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере
Людмила Лебедева

доктор экономических наук, заведующая отделом Института США и Канады РАН
• Политика в социально-трудовой сфере США возведена в ранг общенациональных приоритетов
• В конце 90-х годов в социальном обеспечении узаконен принцип, согласно которому тот, кто способен трудиться, обязан найти работу
• Благодаря пенсионному обеспечению и другим видам социальной поддержки уровень бедности в США к концу XX в. стал самым низким




Перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США
Котеван Ростиашвили

старший научный сотрудник Центра научной информации по общественным наукам Академии наук Грузии
• Государство сохранит в будущем регулирующую роль
• Центральная задача правительства в области регулирования трудовых отношений - создание эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством
• Роль профсоюзов падает и в перспективе возможна трансформация их в новые формы с новыми ролевыми функциями




Чему Россия могла бы научиться у Китая при переходе к рыночной экономике
Майкл Д. Интрилигейтор

профессор Калифорнийского университета, Лос-Анджелес (США)
• Неудача экономических реформ в России связана с применением подхода СЛП - стабилизация, либерализация, приватизация
• Эффективность используемого в Китае подхода ИКУ - институционализация, конкуренция, управление
• Государство в ходе рыночных преобразований должно играть ведущую роль




Германия: методы структурных перестроек восточных земель



Социальная политика в Дании
Хенрик Кристофферсен
(Дания)
• Несмотря на рост бремени социальных выплат, датчане приняли "трансфертное" общество
• Проблемы эффективности в государственном секторе привели к расширению использования рыночных механизмов в сфере государственных услуг



Государственные инвестиции в условиях рыночных реформ в странах Латинской Америки
Вадим Теперман

кандидат экономических наук, заместитель директора Института Латинской Америки РАН
Николай Холодков
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
• В латиноамериканских странах возрастает значение государственных ценных бумаг как главного инструмента обеспечения инвестиционной деятельности
• Метод скользящего планирования государственных инвестиционных проектов позволяет координировать инвестиционную политику
• Несмотря на резкое сокращение государственного участия в капиталовложениях, в странах региона прилагаются серьезные усилия к совершенствованию управления их потоками



Транспарентность административно-государственного управления: японский вариант
Николай Анисимцев

Институт Дальнего Востока РАН
• Япония вошла в число стран, принимающих меры по развитию механизма общественного контроля за органами исполнительной власти
• Признав право любого человека на получение сведений, касающихся административно-государственного управления, японское законодательство вместе с тем оставляет руководителям административных органов широкие возможности для контроля за распространением управленческой информации и ее сокрытия



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2017. Копирование материалов сайта запрещено