РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ







раздел "Статьи отечественных экономистов" >> "Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата (экспертно-аналитическое мероприятие)

3.3.4. Итоги приватизации предприятий лесопромышленного комплекса

Лесопромышленный комплекс Российской Федерации (далее – ЛПК) является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которая обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности страны: машиностроение, горнодобывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, а также потребности населения страны. В 45 субъектах Российской Федерации продукция комплекса составляет от 10 до 50% общего объема промышленного производства.

Структура лесопромышленного комплекса представлена следующим образом: лесозаготовительная промышленность – 17% от общего объема выпуска валовой продукции; лесоперерабатывающая – 38%, целлюлозно-бумажная – 44%, лесохимическая – менее 1%.

Производством лесопромышленной продукции в настоящее время занимается свыше 20 тысяч предприятий. Общие количественные результаты приватизации государственного и муниципального имущества в лесопромышленном комплексе в 1993–2003 гг. представлены в табл. 10.

 

Таблица 10

 

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ЛЕСНОЙ, ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов

1993

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

20031)

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

909

198

119

62

34

13

23

10


8

6

1) По имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий (без учета данных Минимущества России).

 

Источники:

Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.

 

Процесс приватизации наиболее глубоко затронул предприятия ЛПК, специализирующиеся на производстве целлюлозно-бумажной продукции (по состоянию на 1 января 2003 г. в частные руки перешло до 97% предприятий). Предприятия, в уставном капитале которых имеются государственные пакеты акций, составляют всего 5%.

Иностранный капитал, как правило, участвовал в приватизации наиболее перспективных, ориентированных на экспорт предприятий, выпускающих продукцию глубокой переработки древесины.

Однако на самых крупных и перспективных предприятиях ЛПК, где доли акций, владельцами которых выступают иностранные фирмы, составляют от 40 до 90%, деятельность представителей государства не обеспечена должными правовыми и институциональными ресурсами и потому является неэффективной. При этом представители государства не несут никакой правовой ответственности за результаты деятельности акционерного общества, исполняют свои обязанности формально и практически не участвуют в решении задач по обеспечению интересов государства в этой сфере.

В последние три года ситуация в отрасли постоянно ухудшается. В 2003 г. прибыль в целом по ЛПК снизилась на 30%. Более половины предприятий является убыточными. Резкий спад инвестиций в основной капитал ЛПК обусловил физическое старение основных производственных фондов и прежде всего их наиболее активной части – машин и оборудования.

На предприятиях эксплуатируется значительное количество полностью амортизированного оборудования, в результате чего увеличиваются производственные затраты, снижается конкурентоспособность выпускаемой продукции. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет.

К настоящему моменту износ основных производственных фондов по ЛПК составляет 46%, в том числе по лесозаготовительной отрасли – 55%, деревообрабатывающей – 42% и целлюлозно-бумажной – 45%.

 

Основные показатели работы лесопромышленного комплекса Российской Федерации в 1992–2003 гг. представлены в табл. 11.

 

Таблица 11

 

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ЛЕСНОЙ,  ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ

И ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

 

1992

1995

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Число действующих организаций (на конец года), тыс.

8,2

16,4

20,4

20,9

22,4

21,2

23,0

21,8

Объем промышленной продукции, млрд руб. (до 1998 г. – трлн руб.)

0,8

50,5

56,8

129

189

221

260

290

Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек

1813

1383

1034

1057

1102

1054

1010

886

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн руб. (до 1998 г. – млрд руб.)

135

5864

-11686

17874

16893

13337

8260

7437

Уровень рентабельности продукции1), %

37,6

21,8

5,0

23,9

16,5

11,5

9,2

7,6

Производство:

 

 

 

 

 

 

 

 

вывозка древесины, млн плотных м3,

238

116

78,2

90,1

94,8

96,3

97,0

91,8

   в том числе деловой древесины

183

88,7

61,5

73,0

77,1

79,9

80,5

...

пиломатериалы, млн м3

53,4

26,5

18,5

19,2

20,0

19,0

18,6

17,9

клееная фанера, тыс. м3

1268

939

1102

1324

1484

1590

1821

1960

паркет, млн м2

7,2

4,0

2,0

2,3

2,1

1,8

1,8

1,6

древесностружечные плиты, тыс. условных м3

4522

2206

1568

1986

2335

2545

2744

3181

древесноволокнистые плиты, млн условных м2

427

234

194

243

278

283

310

321

целлюлоза, тыс. т

5676

4197

3210

4225

4960

5272

5579

5752

бумага, тыс. т

3608

2773

2453

2968

3326

3442

3552

3655

в том числе газетная:

 

 

 

 

 

 

 

 

   тыс. т

943

1458

1395

1622

1694

1732

1714

1814

   млрд м2

20,0

30,5

29,9

35,0

36,9

38,0

37,9

40,3

      Из нее массой 45 г/м2, млрд м2

...

7,7

11,7

21,6

26,6

29,8

32,0

34,5

картон, тыс. т

2157

1301

1143

1579

1985

2225

2428

2694

1) 1995–2002 гг. – по данным бухгалтерской отчетности. Знак (-) означает убыток (убыточность).

 

Источники:

Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.

 

Технологическая и экономическая разобщенность комплекса лесохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих предприятий, крайняя изношенность основных производственных фондов, отсутствие необходимых инвестиций, неурегулированность отношений, отсутствие национальной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов стали причинами малоэффективной деятельности лесопромышленного комплекса России в целом.

Приватизация предприятий лесопромышленного комплекса также не стала стабилизирующим фактором в их производственной деятельности и имела целый ряд негативных последствий:

– ускоренная приватизация и смена форм собственности привела на большинстве предприятий к резкому снижению объемов и эффективности производства;

– сложилась весьма размытая структура собственников в лице трудовых коллективов, не обладающих реальными ресурсами и не способных изыскать средства для технического перевооружения и модернизации производства и, собственно, для существования предприятий;

– в результате чековой приватизации не были решены задачи социальной защиты населения, с одной стороны, и возникло значительное число искусственных, фиктивных субъектов собственности, с другой;

– содержание планов приватизации большинства предприятий не соответствовало ситуации в стране, носило характер пожеланий и не отражало реальную действительность, в результате такие предприятия не смогли эффективно реализовать свои акции с целью привлечения инвестиций в развитие производства;

– уставный капитал приватизируемых предприятий был определен в ценах на 1 июля 1992 года (а фактически – в ценах 1991 года), и до 1995 года величина этого капитала не пересматривалась, в результате чего произошло катастрофическое обесценивание уставных капиталов, что привело к массовой скупке акций;

– продажа акций приватизируемых предприятий лесопромышленного комплекса по бросовым ценам привлекла на этот рынок массу неквалифицированных и зачастую недобросовестных участников;

– доходы от приватизации лесопромышленных предприятий не превысили 2% от их реальной стоимости;

– отсутствие нормативных правовых актов позволило обладателям контрольных пакетов акций наиболее благополучных и привлекательных предприятий, особенно в целлюлозно-бумажной промышленности, не выполнять без особых последствий принятые на себя инвестиционные обязательства;

– разрыв в процессе приватизации хозяйственных, технологических и кооперативных связей между предприятиями разрушил организационную структуру, способствующую эффективному осуществлению деятельности в рыночных условиях;

– потеря управляемости деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью привела к тому, что предприятия, производящие стратегически важные, экспортные и социально значимые товары, оказались вне среды государственного регулирования;

– институт представителей государства на предприятиях, в уставных капиталах которых остались государственные пакеты акций, оказался малоэффективным, в результате государство доходов от использования указанных объектов собственности практически не получает[1].

 






По теме:
— Бизнес-газета RBC daily "Приватизации устроили тайное судилище"
— Бизнес-газета RBC daily "Российские реформы признаны преступными"
— Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике "Обложить олигархов налогами!"
В США судят соратников российских реформаторов
— Жак Сапир "Макроструктурные факторы и ограничения инвестирования в России" (файл «pdf»)
— В. Андрефф “Российская приватизация: подходы и последствия”
— М. Голдман "Капитализм инсайдеров: приватизация успех или неудача?"
— Д. Эллерман “Ваучерная приватизация как инструмент холодной войны"
— М. Голдман "Приватизация в России: Возможно ли исправить ошибки?"
— Р. Макфаркар ”Введение единовременного налога на собственность, приобретенную в ходе приватизации, могло бы подтвердить ее легитимность”
— Я. Корнаи "Путь к свободной экономике: десять лет спустя (переосмысливая пройденное)"





РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2017. Копирование материалов сайта запрещено