РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ







раздел "Статьи отечественных экономистов" >> "Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993-2003 годы" - Счетная палата (экспертно-аналитическое мероприятие)

3.3.3. Итоги приватизации предприятий транспорта и связи

В процессе проведения реформ  в секторе «Транспорт и связь» были решены в основном такие стратегические задачи приватизации, как создание конкурентной среды, формирование рынка транспортных услуг и услуг связи, отстранение государства от оперативного регулирования хозяйственной деятельности предприятий.

Начиная с 1993 года 88 государственных предприятий электросвязи были преобразованы в акционерные общества. В 1995 году было учреждено ОАО «Инвестиционная компания связи» (ОАО «Связьинвест»), в оплату уставного капитала которого внесены закрепленные в федеральной собственности пакеты акций 85 акционерных обществ электросвязи, контрольный пакет акций ОАО «Связьинвест» был закреплен в федеральной собственности. В 2002 году был завершен процесс объединения дочерних обществ ОАО «Связьинвест», в федеральных округах было образовано 7 межрегиональных компаний путем присоединения 65 региональных акционерных обществ электросвязи к базовым компаниям. Проведенная приватизация предприятий электросвязи позволила значительно увеличить объемы оказываемых ими услуг, внедрить и приоритетно развивать новые виды услуг связи, такие как мобильная связь, телематические услуги. Обновление основных фондов в отрасли связи идет более быстрыми темпами, чем их выбытие, растет телефонизация сельской и городской местности.

На смену централизованно управляемым транспортным отраслям и монопольным крупным многопрофильным государственным предприятиям пришли тысячи независимых, частных и акционерных компаний. Сегодня количество хозяйствующих субъектов на всех видах транспорта составляет более 600 тысяч единиц, из которых почти 80 % находится в частной или смешанной формах собственности. Из государственной собственности выведено более 40% основных производственных фондов всех отраслей транспортного комплекса.

Вместе с тем в транспортной отрасли не в полной мере решена основная стратегическая задача приватизации предприятий – повышение эффективности работы транспорта путем смены собственника имущества. Так, в 2002 году по сравнению с 1990 годом в 2 раза сократились объемы перевозки грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, более чем в 5 раз – водным транспортом. Грузооборот железнодорожного и автомобильного транспорта уменьшился в 1,7 раза, внутреннего водного транспорта – в 2,9 раза, морского транспорта – в 5,5 раза.

Общая динамика приватизации государственного и муниципального имущества в отраслях «Транспорт» и «Связь» представлена в табл. 8.


 

Таблица 8

 

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

ОТРАСЛЕЙ  «ТРАНСПОРТ» И  «СВЯЗЬ»

 

 

19931)

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

20032)

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов в отраслях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт – всего

1550

280

163

46

46

31

28

30

26

25

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промышленный железнодорожный

18

14

5

2

1

-

1

-

-

-

автомобильный (включая транспортно-экспедиционные предприятия, организации)

1475

234

130

27

25

24

18

22

15

14

морской

20

3

1

2

3

-

2

3

-

-

внутренний водный

27

11

6

1

5

1

5

5

9

-

воздушный

10

7

10

5

2

1

2

-

1

-

Связь

15

28

13

12

6

5

6

14

7

2

Начальная цена приватизируемого государственного и муниципального имущества (величина уставного капитала), млн руб.
(до 1998 г. – млрд руб.)

...

57

51

38

236

45

284

46

77

-

Получено средств от приватизации3), млн руб. (до 1998 г. – млрд руб.)

...

48

25

30

165

32

108

54

53

...

 

1) Включая данные за 1992 г.

2) По имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий без учета данных Минимущества России).

3) По государственному и муниципальному имуществу, приватизированному в соответствующем году.

 

Источники:

Российский статистический ежегодник. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003;

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.

 

Во всех отраслях транспортного комплекса наметились устойчивые тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ составляет в настоящее время от 55 до 70 % и продолжает нарастать. При этом финансово-экономические механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли. Все большая их доля эксплуатируется за пределами срока службы. Привлечение инвестиций остается на низком уровне, отдельные виды транспортной деятельности имеют низкую экономическую эффективность, непривлекательны как сфера инвестиций и предпринимательства. И, как следствие, на международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических и экологических требований к транспортным средствам снижается конкурентоспособность отечественных перевозчиков (требования стран ЕЭС по ограничению шумов воздушных судов, повышенные экологические требования к грузовому транспорту).

По состоянию на 1 января 1997 года насчитывалось  390 предприятий воздушного транспорта, из них 209 акционерных обществ, созданных на базе бывших государственных предприятий, вновь образованных акционерных обществ – 165, на базе предприятий Министерства авиационной промышленности Российской Федерации было создано 24 акционерных общества. Аэропортов насчитывалось 845, из них федерального значения – 63, в том числе международных – 52.

Важной проблемой гражданской авиации является обновление парка воздушных судов. В результате приватизации предприятий воздушного транспорта произошло их разукрупнение и образование значительного числа мелких предприятий, что не позволяет аккумулировать финансовые средства для обновления летного парка. Для стимулирования обновления парка отечественными воздушными судами нового поколения при поддержке государства реализуются механизмы лизинга и частичного бюджетного субсидирования. Однако этих мер явно недостаточно для решения существующей задачи. Приватизация морского и речного флота в основном была проведена в 1992-1993 годах. В настоящее время преобразованы в акционерные общества 132 предприятия речного транспорта, или 93% от их общего количества, из них 27 пароходств, 51 порт, 48 заводов и 6 прочих предприятий, а также 45 акционерных обществ, образованных на базе предприятий рабочего снабжения; 87 предприятий морского транспорта, или 74% от их общего количества, из них 9 морских пароходств, 24 торговых порта, 13 судоремонтных заводов. В настоящее время в федеральной собственности закреплены пакеты акций 19 акционерных обществ морского транспорта и 43 акционерных общества речного транспорта, имеющих стратегическое значение.

Следует подчеркнуть, что действующее российское таможенное и налоговое законодательство снижает конкурентоспособность морского и речного торгового флота, работающего под российским флагом, и не способствует возврату в Российскую Федерацию судов, построенных и работающих за рубежом. Появление в мире так называемых удобных флагов, предоставляющих для торгового флота низкие либо нулевые ставки налогообложения, поставило отечественных судовладельцев, зарегистрированных в национальном реестре, в крайне невыгодное положение по условиям конкуренции. При этом в России из-за отсутствия протекционистских мер в отношении национального торгового флота, наличия обременительного налогообложения и процедурных проблем фактически созданы условия для ухода торгового флота за пределы страны и соответственно с российской внешнеторговой грузовой базы.

На железнодорожном  транспорте рыночные реформы находятся на начальном этапе. В 1993-1999 годах приватизация объектов железнодорожного транспорта практически не проводилась, первое предприятие было приватизировано в 2000 году. К 2003 году были преобразованы в открытые акционерные общества 9 организаций железнодорожного транспорта, и в 2003 году было приватизировано еще 987 организаций, при этом общее число приватизированных организаций, подведомственных МПС России, достигло 996, что составило 52 % от общего количества организаций железнодорожного транспорта. Негативные тенденции в экономике на первом этапе реформ и значительное снижение спроса на перевозки отрицательно сказались на финансовом положении отрасли и не позволили своевременно обновлять основные фонды, что привело к повышению уровня их износа.

 В соответствии с пунктом 3.2.7.2 «Реструктуризация естественной монополии    на железнодорожном транспорте» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)[1] в 2003 г. было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» со стопроцентным государственным участием, приняты меры по упорядочению функций федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проведены сводный аудит финансово-хозяйственной деятельности и инвентаризация (включая оценку технического состояния) имущества подведомственных МПС России предприятий. В процессе создания РАО РЖД  МПС России решало задачу избавления железных дорог от непрофильных объектов и передачу всей инфраструктуры МПС, включая связь, в собственность вновь созданного хозяйствующего субъекта.

 

Однозначно охарактеризовать итоги приватизации организаций строительного комплекса достаточно сложно. Большинство организаций отрасли сохранили свою специализацию, производственные мощности и кадровый потенциал. В то же время неблагоприятный инвестиционный климат, характерный для всего производственного сектора экономики России, не мог не отразиться на финансовом положении организаций. Не все организации, осуществившие приватизацию в начале 90-х годов, остались рентабельными.

Постоянный инвестиционный голод и отсутствие интереса у крупных инвесторов вкладывать деньги в предприятия, не являющиеся добывающими, привели к тому, что ряд организаций строительства в настоящее время находится в стадии банкротства или уже признаны банкротами.

 

Количественные данные по приватизации государственных предприятий строительной отрасли представлены в табл. 9.

 

Таблица 9

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ОТРАСЛИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

 

 

1993

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

20031)

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов строительства

3811

947

508

186

105

63

97

65

62

51

Начальная цена приватизируемого государственного и муниципального имущества (величина уставного капитала), млн руб. (до 1998 г. – млрд руб.)

32

200

195

88

2836

66

175

211

238

152)

Получено средств от приватизации3), млн руб. (до 1998 г. – млрд руб.)

13

72

34

35

30

39

132

139

180

...

1) По имущественным комплексам государственных и муниципальных унитарных предприятий (без учета данных Минимущества России).

2) Начальная цена (цена первоначального предложения).

3) По государственному и муниципальному имуществу, приватизированному в соответствующем году.

 

Источники:

Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003;

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004.

 






По теме:
— Бизнес-газета RBC daily "Приватизации устроили тайное судилище"
— Бизнес-газета RBC daily "Российские реформы признаны преступными"
— Джозеф Стиглиц, лауреат Нобелевской премии по экономике "Обложить олигархов налогами!"
В США судят соратников российских реформаторов
— Жак Сапир "Макроструктурные факторы и ограничения инвестирования в России" (файл «pdf»)
— В. Андрефф “Российская приватизация: подходы и последствия”
— М. Голдман "Капитализм инсайдеров: приватизация успех или неудача?"
— Д. Эллерман “Ваучерная приватизация как инструмент холодной войны"
— М. Голдман "Приватизация в России: Возможно ли исправить ошибки?"
— Р. Макфаркар ”Введение единовременного налога на собственность, приобретенную в ходе приватизации, могло бы подтвердить ее легитимность”
— Я. Корнаи "Путь к свободной экономике: десять лет спустя (переосмысливая пройденное)"





РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2017. Копирование материалов сайта запрещено