РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






Гжегож КОЛОДКО,
профессор,
Варшавская школа экономики, Польша,
старший эксперт исследовательской группы
по проблемам экономического развития, Всемирный банк

ПЛАН ДЛЯ РОССИИ

Способ реализации рыночных реформ в России до настоящего времени не только не принес ожидаемых результатов, но и углубил кризис всей экономики страны. Снижается уровень производства и уровень жизни, растут социальные издержки и государственный долг, тогда как все должно быть наоборот. Это было и есть возможно, но это требует правильного подхода к реформам. Не надо путать целей и средств. Надо уметь сочетать политику системной трансформации с политикой развития. Прежде всего необходимо совместить внутренние и внешние механизмы трансформации. Это требует нового “Плана для России”.

Этот план содержит пятнадцать основных пунктов.

I . Россия - для себя.

1. Борьба с криминальным бизнесом и абсорбция “теневой экономики”.

В первом случае требуются радикальные меры потому, что коррупция и криминальный бизнес уничтожают результаты реформ и оборачивается против них. Что касается “теневой экономики”, то надо абсорбировать эту форму экономической активности на благо развития предпринимательства и роста производства. С этой целью надо включать ее постепенно, спокойно, но решительно в легальный производственный процесс.

2. Финансовая стабильность и защита рубля.

Необходимо выработать первичное (т.е. без учета расходов на обслуживание государственного долга) положительное сальдо бюджета и финансировать окончательный дефицит не допуская слишком высокого уровня монетизации, т.е. эмиссии для покрытия бюджетного дефицита. Валютный курс должен способствовать как антиинфляционной политике, так и росту экспорта, что требует перехода к механизму постепенной девальвации. Международные организации будут поддерживать такую политику при условии введения структурных реформ, без чего достижение стабилизации невозможно.

3. Реформа системы общественных финансов .

Россия нуждается в налоговой системе, отвечающей сложившейся административной структуре страны. Это должно сдвигаться в направлении укрепления финансового положения всех субъектов федерации в административной структуре государства, одновременно ограничивая прерогативы Правительства за счет роста прерогатив местных властей. Необходима постепенная и последовательная передача на низшие уровни управления как задач по развитию систем образования, здравоохранения, с одной стороны, так и полномочий по удержанию соответствующей части доходов и расходования средств, с другой стороны.

Имеет место слишком большой уровень перераспределения бюджетных средств и объем централизации в размещении государственных средств. Бюджетная система должна способствовать развитию сектора общественных услуг и освобождена от непосредственной поддержки неконкурентоспособных отраслей промышленности.

4. Бурное развитие малых предприятий, особенно в строительстве, услугах и инфраструктуре сельского хозяйства .

Это требует хорошего регулирования, простых юридических механизмов и поддержки государства, не только институциональной, но и финансовой путем предоставление кредитов на определенные цели и гибкой системы налогообложения. Правительственные агентства должны организовать техническую помощь для малых и средних предприятий, а Мировой банк предоставить поддержку процессу при помощи финансовых средств и программ, используя при этом мировой опыт и работу экспертов стран осуществляющих программы структурных реформ, в том числе стран переходящих к рыночной системе.

5. Постепенная и необратимая реструктуризация крупных предприятий и устарелых отраслей промышленности .

Для этого нужны финансовые средства, в том числе иностранных, стратегических инвесторов. В государственном секторе необходима полная коммерциализация, что исправит управление и конкурентноспрособность, а затем и приватизация, при использовании иностранного капитала, в т.ч. из других стран осуществляющих переход к рыночной экономике.

6. Самообеспечение продовольственными товарами на основе частного предпринимательства, изменение существа законов в этой области в направлении рыночных отношений .

Основное значение имеет развитие перерабатывающей промышленности, хранение продуктов, их транспортировка и сбыт. Для осуществления этой цели необходима техническая помощь Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН (FAO) и финансовая помощь Мирового банка. Это приведет к самообеспечению России в производстве продовольствия в ближайшие 3-5 лет, что является жизненно важным, т.к. 60 процентов расходов населения уходит на покупку продовольственных товаров.

7. Переориентация внешнеэкономической политики.

Рост экспорта должен иметь место в наиболее конкурентноспособных отраслях, прежде всего поддержать надо реконструкцию перерабатывающей промышленности, базируясь на сырье производимое в России (например в области цветных металлов). В перспективе должен уменьшаться удельный вес в платежном балансе страны сырья, в том числе энергетического, а быстро расти удельный вес прорабатывающей промышденности. При этом политика в этой области должна способствовать развитию экспорта в направлении новых рынков. Надо стремиться к развитию прямых иностранных инвестиций направленных на экспорт. Это требует соответственных изменений существующих законов в таких областях как налоговая, таможенная, лицензионная политика, которые будут способствовать притоку капиталовложений, направленных на конкурентноспособные отрасли народного хозяйства.

8. Инвестирование в человеческий фактор (повышение квалификации, образования, здравоохрания, культура и.т.д).

Образовательный, культурный, научный уровень народа довольно высок, но для поддержания его нужны дополнительные государственные инвестиции, мудрая политика государства и местных властей. Экономическими методами надо ограничить отток высококвалифицированных специалистов из страны.

9. Институциональное обеспечение рыночной экономики .

Дальнейший прогресс процесса либерализации и приватизации должен быть подкреплен организованной поддержкой, хорошим экономическим законодательством и постепенным формированием рыночной культуры. Необходим разумный пересмотр законов, а не только быстрое их изменение, особенно что касается рынка капитала, инвестиционных и коммерческих банков, стимулирования экспорта и капитальных вложений в технический прогресс.

II. Мир - для России

Сложность вопросов российской трансформации на этапе преодоления текущей фазы кризиса состоит в выведении этой великой страны на путь устойчивого, прочного и сбалансированного развития, интеграция ее в мировую экономику в рамках глобализации. Это требует немедленного, скоординированного подключения международного сообщества. Иностранные партнеры и инвесторы, международные экономические и финансовые организации, международные корпорации, исследовательские центры и государства стран, которые способствуют трансформации и развитию российской экономики, могут также сыграть значительную роль. Их сотрудничество необходимо для успешной реализации основных пунктов плана, который прежде всего будет осуществлять сама Россия.

Сотрудничество с Россией означает принятие следующих мер мировым сообществом:

10. Финансовая стабилизация требует сокращения части огромного внешнего долга России.

Сокращение части внешнего долга необходимо, потому что Россия не будет в состоянии погасить его. Внешний долг России скоро может достичь уровня 200 миллиардов долларов США. Даже с учетом самых оптимистических прогнозов на будущее он не будет погашен полностью. Для этого необходима специальная программа сокращения долга при условии проведения экономических реформ, которая дала бы России возможность выйти из кризиса.

80 процентов старого долга, который был унаследован от Советского Союза и 50 процентов остальной части внешнего долга должно быть списано, так как это было сделано в отношении Польши, т.е. при обязательном условии продолжения рыночных реформ. Сделать это надо именно сейчас, пока еще не поздно. Надо понять, что долг России не может быть погашен. С учетом интересов как российской экономики, так и самих международных кредиторов он нуждается в реструктуризации. Без единственно правильного решения этой проблемы обе стороны потеряют значительно больше.

Часть долгов надо обменять на акции предприятий, которые будут приватизированы. Лучшим выходом для получение назад ранее предоставленных кредитов для иностранных банков является направление деятельности в сторону получения выгоды от прибылей российских экономических активов в будущем. Беспрецедентная по масштабам программа обмена долгов на акции должна стать международной и требует согласия всех заинтересованных банков, организаций и правительств. Эта программа не может быть оставлена исключительно для надзора МВФ, но ею должна управлять международная комиссия, созданная специально для этой цели странами “Большой Семерки” (G-7), Российским Правительством и Мировым банком.

11. Без дальнейшего промедления, теперь есть время для ведущих индустриальных государств принять Россию в состав Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Хотя Россия не сможет выполнить всех условий вступления в эту организацию, но специальный подход к России здесь должен быть. Членство в ВТО даст возможность осуществления процесса либерализации торговли России, ее интеграции в мировую экономику и способствовало бы дальнейшей глобализации мировой торговли. Вступление России в ВTO поможет ускорить вывод экономики страны на путь роста экспорта, что является в интересах как России, так и ее кредиторов, иностранных инвесторов и торговых партнеров.

12. Необходимо выработать специальный пакет региональных программ развития при поддержке Программы Развития ООН (UNDP) .

Это должно помочь накоплению капитала в рамках регионов, концентрации институционального сотрудничества для развития регионов и сотрудничества с соседними странами. Сложная структура Российской Федерации требует, чтобы некоторые проблемы развития были решены на локальных и региональных уровнях. К экономической интеграции надо идти через децентрализацию подготовки и осуществления программ развития.

13. Развитие инфраструктуры России является необходимым условием как для общего, так и для регионального развития.

Этого можно достигнуть при помощи Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), который должен сконцентрироваться на этих вопросах, оставляя другую деятельность частным коммерческим банкам. ЕБРР должен помочь финансировать развитие инфраструктуры России (дорог, телекоммуникаций, компьютерной связи). Программа развития инфраструктуры должна быть связана с политикой регионального развития. Поэтому также надо развивать сотрудничество между приграничными регионами России и другими странами. Для этой цели станы члены ЕБРР должны увеличить капитал этого банка.

14. Международные партнеры России также должны оказать содействие в налаживании системы социального обеспечения.

Прежде всего нужна помощь наименее социально защищенным слоям населения. Самая способная организация, которая могла бы помочь России в этом, является Мировой банк. Его действия не всегда должны быть согласованы с действиями МВФ. Следовательно Мировой банк должен быть учтен как отдельная организация, готовая работать с Россией, но не по различным программам, которые раздробляют средства, а как организация, сосредоточенная на уменьшении уровня бедности.

15. Долгосрочное развитие России зависит от внедрения институциональных реформ и введения законодательной базы для развития инвестиций.

Что касается институционального развития, соответствующей организацией является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), у которой есть богатый опыт в области поддержки инвестиций. Российский кризис это долгосрочная проблема, требующая реформирования организаций и структур, которое будет гарантировать переход от нынешнего хаоса к эффективной инвестиционной системе. ОЭСР в состоянии помочь в увеличении сбережений, формировании капитала и его лучшем распределении. Эти процессы должны способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций.

***

Успех этого плана зависит не только от выработки хороших предложений и деталей, многие из которых не только готовы, но и успешно осуществляются. Полный успех зависит прежде всего от достижения политического согласия, которого пока не хватает. Без минимального политического согласия, даже хорошие с профессиональной точки зрения, экономические и финансовые программы не могут и не будут работать.

Москва, 25 ноября 1998 года

Гжегож В. Колодко, профессор Йельского Университета в США и Экономического Университета (SGH) в Варшаве, эксперт международных организаций, был Первым Вице-премьером и Министром Финансов Польши в 1994-97 годах. Как автор программы “Стратегия для Польши”, привел страну к вступлению в ОЭСР.



РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2017. Копирование материалов сайта запрещено