РАЗДЕЛЫ


ПАРТНЕРЫ






Виктор Данилов-Данильян: Пока финансовые отчеты компаний являются липой, дискуссии о перераспределении ренты – бессмысленны

Виктор Иванович, Минэкономразвития разработало модель расчета налога, которая позволят собирать с нефтяников дополнительно до $3 млрд. в год. Для месторождений разного уровня будет устанавливаться разный уровень налогообложения. В результате "молодые" месторождения будут платить на 30% больше. А половина этих дополнительных поступлений будет достигнута за счет разработки трудных месторождений, которые сейчас не разрабатываются. Будет ли эффективен такой подход?

Такая ли большая разница, делим мы промышленность на добывающую и обрабатывающую, делим добывающую промышленность на нефтяную и не нефтяную или мы делим нефтяную промышленность на эксплуатирующую удобные месторождения и неудобные? Это все до некоторой степени условно. Для того, чтобы распределить ту самую горную или природную ренту, о которой все сейчас говорят, самый лучший механизм здесь и давно – это налог на прибыль, плюс налог на эксплуатацию природных ресурсов или фиксированные платежи за эксплуатацию природных ресурсов, плюс разные другие компоненты налоговой системы. Если мы считаем, что основная масса природной ренты образуется в нефтяной промышленности, в нефтедобыче, значит, нужно ввести прогрессивный налог на прибыль в этой отрасли промышленности. С моей точки зрения, самое логичное рассуждение именно такое. Плюс, разумеется, ввести методом проб и ошибок (другого метода просто не существует), приемлемую одновременно для государства и нефтепромышленников компромиссную величину платежей за использование природных ресурсов или за природные ресурсы, находящиеся в пользовании. Это не обязательно, что они активно используются, они могут быть законсервированы. Но раз право пользования кому-то передано, он должен платить с это фиксированные платежи в бюджет в зависимости от объемов запасов. В зависимости от "удобных" и "неудобных" формируется та или иная прибыль. Вариации этой прибыли определяются удобством и неудобством месторождения, качеством сырья, которое из них добывается, менеджментом и массой всевозможных других фактов. То, что определяется именно природным ресурсом, та часть прибыли, которая определяется данным конкретным природным ресурсом над неким минимальным уровнем – дифференциальная горная рента. Но исчислить ее нельзя, не существует для этого научных моделей. Модели существуют, прежде всего, чтобы понимать, что вы делаете, когда вы, например, ищете что-то методом проб и ошибок. Чтобы не вслепую, а иметь какие-то ориентиры. Вычислить все равно не удастся, поэтому через налогообложение, и здесь главное – налог на прибыль. Можно в принципе решить этот вопрос без особых выдумок.
Для того, чтобы такой механизм действовал, надо чтобы финансовая сторона нефтяных компаний была прозрачной, надо, чтобы их финансовые потоки были видны. Без этого все равно ничего не получится. Никакое подразделение на месторождение выгодные, невыгодные, удобные, неудобные, первой категории, второй категории, третьей категории - ничего не сработает, если деятельность нефтяной компании и других (это ко всем относится) в финансовом аспекте будет также непрозрачна, как сейчас. Если прибыль можно будет выводить через офшоры, делать все это, никому не отчитываясь, не публиковать никаких отчетов и т.д., все остальные способы борьбы за перераспределение природной ренты будут неэффективны. Поэтому первое, что надо делать – добиться финансовой прозрачности. Второе, – добившись финансовой прозрачности, надо понемножку перестраивать налоговую систему так, чтобы потоки шли туда, куда нужно не только олигархам, но государству и обществу. Нужно найти компромисс между обществом, государством и олигархами (или просто ресурсоэксплуатирующими компаниями). Это три игрока в партии. Но государство представляет не только общество, но и само себя. Тут нужно делать некоторую разницу. Добиться какого-то компромисса в этой игре можно только при условии прозрачности. Если этой прозрачности не будет, то хозяйничать будет беззаконие. Беззаконие на службе у олигархов или беззаконие на службе у силовых структур - обществу от этого радости мало, обществу нужна прозрачность и законность, а не мутность и беззаконие. Это совершенно независимо от того, кто ловит рыбу в этой мутной воде, и кто на этом наживается.

14 ноября 2003

Источник: www.opec.ru

По теме:
Раздел "Природная рента"
С. Меньшиков "Пляски с волками вокруг нефти"
С. Меньшиков "Анатомия российского капитализма" (Предисловие)
С.М. Меньшиков "Рентабельность и рента"
Дж. Cтиглиц "Quis custodiet ipsos custodes? Неудачи корпоративного управления при переходе к рынку"
М. Голдман "Теория управления в США и России: сравнительный анализ"





РЕКЛАМА


РЕКОМЕНДУЕМ
 

Российские реформы в цифрах и фактах

С.Меньшиков
- статьи по экономике России

Монитор реформы науки -
совместный проект Scientific.ru и Researcher-at.ru



 

Главная | Статьи западных экономистов | Статьи отечественных экономистов | Обращения к правительствам РФ | Джозеф Стиглиц | Отчет Счетной палаты о приватизации | Зарубежный опыт
Природная рента | Статьи в СМИ | Разное | Гостевая | Почта | Ссылки | Наши баннеры | Шутки
    Яндекс.Метрика

Copyright © RusRef 2002-2017. Копирование материалов сайта запрещено