О РОЛИ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ В РАЗВИТИИ РОССИИ
Глазьев Сергей Юрьевич
Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых. Так, обеспеченность топливными ресурсами оценивается по
нефти - в 35 лет, по газу - в 80 лет, по углю - в 150 лет. Природные богатства дают нам реальную возможность преодолеть затянувшийся кризис, достичь высоких темпов роста и восстановить необходимый индустриальный и технологический уровень. Однако ни государственная статистика, ни Министерство финансов не публикуют оценок природной ренты. В Налоговом кодексе РФ нет понятия рентного дохода, правительство даже не ставит вопроса, правильно ли этот доход используется.
В законодательстве многих стран, например Великобритании и Норвегии, имеется понятие дополнительного дохода, который возникает за счет использования полезных ископаемых. Как и в России, они являются собственностью государства. Дополнительный доход есть юридическое выражение ренты природных ресурсов. Часть его государство изымает в виде налога на дополнительный доход с более высокой ставкой, чем налог на прибыль (в Норвегии, например - 80%).
Главным фактором, обеспечивающим большой объем рентных доходов топливно-сырьевых компаний в России, является возможность продавать сырье за рубеж по ценам, намного превосходящим их затраты и внутренние цены.
Так, экспортные цены на газ в 2000 - 2002 годах удерживались на уровне 61 - 65 долл. за тыс. куб. м, в то время как затраты на производство и транспортировку составляли 10 - 13 долл. за тыс. куб.м. Экспортная цена сырой нефти в 2000 - 2001 годах составляла 155 - 178 долл. за тонну, а затраты на добычу и транспортировку 37 - 42 долл. за тонну.
На практике рентный доход с помощью системы налогов и экспортных пошлин делится между добывающими компаниями и государством. Однако пропорции распределения дополнительного дохода смещены в России в пользу добывающих компаний. Именно в этом факте следует искать истоки и "утечки капитала" за рубеж, и многомиллиардных состояний российских "олигархов", и коррупции, а самое главное - массовой бедности в России.
Проведенные учеными РАН расчеты показали, что, несмотря на осуществляющееся изъятие государством некоторого объема природной ренты, значительная ее часть по-прежнему присваивается олигархическими структурами.
Доля природной ренты в ВВП неодинакова по годам, составляя в 2000-2003 гг. 11-17%. Гораздо более внушительно выглядит отношение ренты к сумме расходов госбюджета: 44-66%. Если ввести понятие рентного дохода в налоговое законодательство и установить 80-процентный налог на этот доход (по примеру Норвегии), это значительно увеличило бы доходы госбюджета: на 200-500 млрд. рублей по разным годам. Расчеты показывают, что тенденция образования рентного дохода в природоэксплуатирующих отраслях сохранится в обозримой перспективе.
Надо также учитывать, что дополнительный доход не исчерпывает всего реального объема ренты. Все затраты в отраслях, получающих большую ренту, оказываются гораздо выше, чем в остальных отраслях и секторах экономики. Неоправданно большие доходы получают также многие структуры, связанные с посреднической деятельностью.
Сложившееся положение должно быть решительно изменено. Этого требуют жизненно важные интересы страны, подавляющего большинства ее граждан.
Без справедливого распределения сверхдоходов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния, Россия обречена на неоколониальную зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, деградацию населения, природы и экономики.
Возможности перемен связаны с принятием необходимых поправок в природноресурсное, налоговое и бюджетное законодательство, подготовленных лидером избирательного блока "Родина" С.Ю.Глазьевым.
Таблица 1. Объемы и структура доходов по отраслям, добывающим полезные ископаемые
(оценка нормативного дохода по текущим затратам в млрд. руб., млрд. долл.)
Виды доходов
|
Годы
Нефтяной комплекс
Газовый комплекс
Черная металлургия
Цветная металлургия
Сумма
по 4-м отраслям
|
Экономика в целом **
|
|
Руб.
|
Долл.
|
Руб.
|
Долл.
|
Руб.
|
Долл.
|
Руб.
|
Долл.
|
Руб.
|
Руб.
|
1.Фактический доход (Д
i
) до уплаты налогов
|
2000
2001
2002
2003
|
937
902
992
1047
|
33,5
30,6
31.7
34.0
|
357
356
372
413
|
12,8
12
11.9
13.4
|
124,5
75
|
4,45
2,55
|
218
137,6
|
7,8
4,7
|
1636,5
1470,6
|
1892
2158
|
2. Действующие налоги
|
2000
2001
2002
2003
|
468/50*
543/60
554/56
585/56
|
16,7
18,4
17.7
19.0
|
219/63
237/66,6
249/67
280/67.8
|
7,8
8
7.9
9.1
|
54,5/44
46,6/62
|
1,95
1,58
|
109/50
76,6/55,7
|
3,9
2,6
|
850,5/52
903,2/61,5
|
1102/58
1413/65
|
3. Доходы, остающ. у компаний и посредников
|
2000
2001
2002
2003
|
469/50
359/40
438/44
462/44
|
16,7
12,2
14.0
15.0
|
138/37
119/33,3
123/33
133/32.2
|
4,9
4
3.9
4.3
|
70/56
28,4/38
|
2,5
0,96
|
109/50
61/42,3
|
3,9
2,07
|
786/48
567/38,5
|
1191/42
1145/35
|
4.Нормативный доход Д
i
н
|
2000
2001
2002
2003
|
151/16
160/18
178/19
197/20
|
5,4
5,4
5.7
6.4
|
49,8/14
67,6/19
68.9/18
92/12
|
1,8
2,2
2.2
3.0
|
104,2/84
106/141
|
3,7
3,6
|
88,6/41
85,4/62
|
3,2
2,9
|
393,6/24
419/28
|
1892
2158
|
5. Рентный доход (Р)
|
2000
2001
2002
2003
|
786/84
443/82
814/82
850/81
|
28
24
26
27.6
|
307/86
288/81
304/82
320/78
|
11
9,8
9.7
10.4
|
20,3/14
- 31/-41
|
0,7
-1,05
|
129,4/59
52,2/38
|
4,6
1,8
|
1242,7/76
1051/72
|
0
0
|
* Здесь и далее в числителе - сумма налогов (млрд руб.), в знаменателе - их доля в фактическом доходе (%).
**По внутренним ценам, без малого предпринимательства, по основному виду деятельности.